Современная жизнь практически не оставляет шансов на ведение своего хозяйства, а потому многие продукты питания – почти все – мы употребляем чьего-то производства. Фермерские компании, производители продуктов идут на многочисленные уловки, чтобы сделать выгодное изделие – вложить в его приготовление как можно меньше, а из покупателей «выжать» как можно больше. Таковы законы бизнеса в нашей стране, а потому приобретая колбасу с надписью «высший сорт», хлеб с указанием «эко» или консервированную кукурузу с пометкой «без гмо», нужно понимать, что не все может быть так, как написано. На заборах тоже много чего пишут, но далеко не все – правда…
Начнем с мясных продуктов. Тем, кто сидит на диетах, зачастую важно покупать колбасные изделия, созданные из мяса птицы. Но, сообщающая об этом, надпись не всегда говорит о том, что в продукте есть именно мясо птицы, вернее, качественное мясо. Для удешевления продукции применяют мясные птичьи обрезки, кожу, гребешки и прочие отходы. Благодаря тому, что их мелко перемалывают, в колбасе не видно таких компонентов, а отражается такая хитрость лишь на вкусе. Аромат копчения колбасным изделиям придает не дымок от костра, а химическая добавка, которая так и называется «жидкий дым». Если на изделии написано, что в нем использовано мясо, прошедшее механическую обвалку, не обольщайтесь. Скорее всего, производитель обвалял мясные обрезки и кости, которые после спрессовали в фарш. Информация о том, что продукт не содержит сои, часто правдива, но вместо сои, которая удерживает влагу и добавляет веса колбасным изделиям, использованы другие химические компоненты с тем же назначением. Если на этикетке колбасы написано «с клетчаткой», значит, часть мяса заменена растительными компонентами. И цена такого продукта должна быть значительно ниже, чем чисто мясного. Но, бесспорно, для здоровья это полезнее.
Давайте поговорим об экологичности продуктов. В идеале она свидетельствует о том, что все стадии приготовления изделия имеют ЭКО-сертификат, а сам продукт не готовился с применением химии и удобрений. Взять, к примеру, обычный йогурт. Если на нем стоит маркировка ЭКО, значит, коровы, которые дали для него молоко, росли в экологически чистой местности, производство продукта также находилось в этой зоне, и годным к употреблению такой йогурт может быть не более двух суток. В наших краях это скорее исключение, чем правило, а потому верить надписям про экологичность продуктов лучше не стоит.
Какие еще могут быть «подводные камни» в молочной отрасли? Читайте названия продуктов. Все, что отличается от привычных – разработано не по ГОСТу – это всевозможные маселки, кефирчики, сметанки, творожки деревенские и прочие. Указание о том, что продукт постный, верно. Это выгодно для тех, кто его производит. Сомнение вызывать должна польза такой пищи, ведь для того, чтобы она имела нормальный вид, в нее добавлена масса Е-компонентов.
Информация о том, что продукт не содержит холестерина, правдива. К примеру, в растительных маслах его в принципе быть не может, а в молочной продукции животный жир заменяют растительным – всем хорошо: покупателям предлагают «здоровый» продукт, а производитель сократил расходы на производство. Правда, о пользе такой пищи можно поспорить.
Ну а теперь самое популярное – без ГМО. Эта надпись часто тревожит умы потребителей, ведь СМИ тут и там твердят о новых разработках в генной инженерии. На самом деле очень сложно и дорогостояще доказать, что в продукте нет модифицированных генов. И маркировка – всего лишь маркетинговый ход.
Очень часто, приобретая тот или иной продукт, мы видим надписи «Теперь еще вкуснее», «Номер 1», «Отборный» и пр. Как понять, по каким критериям производился отбор компонентов, что такого добавили в изделие, что оно стало еще вкуснее, и кто решил, что именно этот продукт – первый среди других аналогичных? Часто это вопросы без ответов либо же ответы можно найти на упаковке в качестве сноски где-то внизу и очень-очень мелким шрифтом. К примеру, что в эту партию йогуртов положили больше сахара или наполнителя (насколько больше?), что этот продукт оценили 200 человек и решили, что он – лучший, что отбирали, например, помидоры покрупнее из всей массы среднего размера.
В любом случае, перед покупкой читать этикетки продуктов нужно. Просто к некоторым надписям стоит относиться с пониманием. Важно смотреть на годность, состав пищи, место ее производства. В составе принято указывать все ингредиенты в порядке убывания, то есть на первом месте будет написан тот, которого в продукте больше. Ну и в принципе, чем короче состав – тем лучше. Приятных покупок!