Полная незащищенность и несамостоятельность едва родившегося человеческого детеныша обычно вызывает у взрослых естественное желание заботиться о нем, согревать своей любовью, оберегать, вскармливать, лелеять и холить его крошечное тельце. При этом традиционно они пребывают в заблуждении, что интеллектуальные способности младенца до поры до времени столь же неразвиты, как и физические.
Голенький малыш, лежа на развернутой пеленке, трогательно и загадочно морщит личико, беспорядочно, как нам кажется, двигая ручками и ножками. Но вот блуждающий взгляд его глаз задерживается на вашем лице и неожиданно становится пристальным, долгим и изучающим. Можете не сомневаться – кроха думает.
Этапы формирования мозга человека в пренатальный период можно сравнить с этапами возведения большого офисного здания. Каркас здания возводится на удивление быстро, но затем начинается длительный период внутренней отделки, разводки и подключения коммуникаций. Так и общая структура мозга человека относительно быстро выстраивается в дородовой период, а вот процесс специализации клеток мозга, формирование всех нейронных связей затягивается на годы и полностью завершается примерно ко времени достижения человеком совершеннолетия.
Благодаря возможностям электронного микроскопа, УЗИ, волоконно-оптическим технологиям и другим методам удалось во многом прояснить картину дородового периода развития ребенка. Выяснилось, что осязательная чувствительность проявляется уже на девятой неделе развития, вкус формирующийся человечек начинает ощущать где-то на четырнадцатой неделе, а слышать – примерно с двадцатой. В заключительном триместре беременности закладываются и развиваются механизмы памяти.
Накануне появления на свет и сразу после рождения строительство мозга ребенка происходит особенно интенсивно. Каждую секунду в мозгу образуется тысячи новых связей между его нейронами и эффекторными клетками, связывающими нервную систему с тканями организма. Человечек рождается с багажом не только заложенных природой, но и приобретенных за время жизни в мамином животе знаний. И это доказано исследованиями. Новорожденный реагирует на голоса родителей, как на знакомые, и с особым вниманием слушает песенки и стишки, которые напевала и рассказывала ему мама до его появления на свет.
Дальше – больше. На втором месяце жизни дитя начинает узнавать мамино лицо, несколько позже – лица родных. В этот период нераспознанное вновь увиденное лицо может вызвать у ребенка ощущение дискомфорта с последующей защитной реакцией – плачем. Трехмесячный малыш способен выделять и запоминать причинно-следственные связи. В четыре месяца кроха уже знает свое имя, способен следовать взглядом за передвигающимися предметами, знает, что предметы, скрывшиеся за другими предметами, не исчезают.
В шесть – карапуз способен предугадывать события в их последовательности, особенно, если его жизнь протекает по распорядку, а события дня – кормление, гуляние, купание – имеют характер повторяющегося ритуала. У девятимесячного ребенка внезапно расширяются границы известного ему мира. Даже если он не видит маму, вышедшую в другую комнату, то не чувствует в этом угрозы для себя – он слышит ее шаги и представляет ее там. Еще через месяц малыш легко узнает знакомых, которых не видел неделю и больше, выражая к некоторым из них особую симпатию.
У годовалого малыша размер головного мозга лишь на 30% меньше, чем у взрослого человека. Маленький человечек начинает учиться, воспринимая опыт жизни в новом для него мире, с самого момента рождения. При этом появившийся на свет малыш отнюдь не подобен пассивному «чистому листу», куда взрослые могут записывать нужный им текст, а является стороной активной, способной делать собственные выводы из полученного опыта. Задача взрослых – предоставить ребенку подходящий опыт, создать благоприятную атмосферу для его усвоения.